Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 3845
| Давайте оговоримся сразу - название "примитив" применительно к вышивке нисколько не тождественен значению слова "примитивный" в русском языке. Скорее.здесь усматривается значение латинского слова "primitivo" - это "основной, базисный, основополагающий". И очень хочется опровергнуть широко распространенное заблуждение о простоте и "детскости" этих трогательных сюжетов. Если обратиться к истории, то примитивы берут свое начало в вышивке первых переселенцев с европейского на американский континент, приобретшей, в свою очередь, черты народного творчества аутентичного населения - индейцев. Отсюда - простота, схематичность и символичность сюжетов. Американский примитив начинался с игрушки, потом уже была бытовая вышивка и квилт.
С развитие общества усложняется и вышивка, Материалы становятся более изысканными — грубый холст сменяется тонким льном, шерстяные нитки - изысканным шелком.
Квакеры и семплеры– это уже более высокий уровень, так как этому учили девочек в школах или дома, хотя, несомненно, относятся тоже к классу примитивов. Вышитый сэмплер, помимо художественной ценности, является неким методом сохранения информации. До появления печатных схем для вышивки вышитые дизайны переходили из рук в руки. Мотивы, стежки и швы накапливались на одном полотне и образовывали то, что на современном языке рукодельниц называется сэмплер.
Самые ранние похожие на сэмплеры вышивки были найдены в египетских гробницах. Они были выполнены двойным сметочным стежком. Именно они и оказали влияние на развитие европейских традиций. Термин этот происходит от латинского слова "exemplum", что означает "пример для следования, образец, модель". Вышивка выполнялась для демонстрации полученных навыков, и включал в себя чаще всего алфавит, цифры, узоры, декоративные рамки, часто - имя вышивальщицы и дату окончания работы.
Первые коллекции сэмплеров начали появляться в начале 16 века, в это время вышивка на одежде и предметах домашнего обихода стала чрезвычайно популярной. Они вышивались, главным образом, женщинами, реже молодыми девушками на ткани шириной 15–23 см. Именно такую ширину имел станок, на котором ткались полотна для шитья и вышивки. Так как ткань на тот момент была дорогим удовольствием, зашивалась практически вся её поверхность. Такие сэмплеры ценились очень высоко, их передавали из поколения в поколение и часто упоминали в завещаниях. Использовались сэмплеры 16 века в качестве образцов различных орнаментов,вышивальных стилей и швов: разноцветнее геометрические узоры, рисунки в виде животных или растений, алфавиты, ассизи, блэкворк, филейная вышивка, ришелье, а также вышитое кружево. Рукодельницы также демонстрировали свои навыки в исполнении разнообразных стежков: крест cross stitch, венгерский стежок Hungarian stitch, флорентийский стежок Florentine stitch, eyelet, Algerian eye, long-armed cross, tent stitch, two sided Italian cross, rice stitch, сметочный стежок runningstitch, двойной сметочный стежок (гольбейн) double running, петельный стежок buttonhole stitch.
Самый известный ранний английский сэмплер датируется 1598 годом. Его вышила Джейн Босток в честь рождения дочери (или племянницы) Элис Ли. Сейчас он экспонируется в коллекции сэмплеров Музея Виктории и Альберта в Лондоне и представляет собой разнообразные мотивы, выполненные в различных техниках (крест, назад иголку, satin, chain stitch, ladder stitch,buttonhole, detached buttonhole, couching, two-sided Italian cross, bullion knots, французские узелки) с использованием металлизированных нитей, жемчуга и бисера.
Первые сэмплеры обычно хранились в корзине для рукоделия для того, чтобы к ним можно было обратиться в случае необходимости или для того, чтобы пополнить новыми узорами и стежками, которые были изучены. Наиболее популярны были сэмплеры, сделанные в произвольной манере, при этом небольшие мотивы и новые стежки размещали близко друг к другу для экономии места. Сэмплеры были повседневной вещью для девочек с трехлетнего возраста. Именно тогда они начинали обучаться рукоделию, вышивая свои страхи перед приближающимся неизвестным будущим и призывая Бога или ангелов-хранителей на свою защиту. На таких сэмплерах можно было увидеть изображения зданий, животных, деревьев, цветов или цепочек из букв и чисел.Наибольшего расцвета сэмплеры достигли в 17-18 столетиях. Отрезок ткани стал почти квадратным, и поперечные группы стежков уступили место полноценному дизайну, выполненному гобеленовым стежком, крестиком, гладью. В сэмплерах стали появляться бордюры с геометрическими или цветочными узорами, религиозные и моральные изречения..
Вот какие особенностиесть у европейских сэмплеров (и нынешние дизайнеры стараются также в основном придерживаться этих традиций):
В Германии характернойчертой сэмплеров являлось использование простенького цветочного бордюра вокруг геометрических узоров или алфавита;
Английские сэмплеры представляли собой длинное полотно с мотивами, вышитыми крестом разноцветными нитками.
В Дании они отличались квадратной формой полотна,
в Испании выделялись использованием ярких цветов, шелковых нитей и полотен белого цвета. Доминирующими элементами являлись геометрические узоры и изображения животных и птиц.
Французские рукодельницы вышивали сэмплеры квадратной формы и, в основном, крестом на муслине.
Итальянкиже демонстрировали свои навыки в вышивке разных стежков –feather stitch, double running, гладь satin stitch, chain stitch, изображая религиозные сюжеты.
В 18 веке сэмплеры стали вставлять в рамку и вывешивать на всеобщее обозрение как художественное произведение. По законченной работе судили о навыках вышивальщицы, они являлись предметом ее гордости, а также источником восхищения и вдохновения для других.Поскольку текстиль был чрезвычайно дорогостоящим, и на сэмплеры тратилось много дорогих материалов, они являлись свидетельством богатства семьи, а также свидетельствовали о грамотности вышивальщицы и ее будущей роли хранительницы прекрасного текстиля.
Мы можем сеять то, что хотим, но пожинать мы будем не то, что хотим, а то что сеяли. Думай, что ты сеешь!
|