Belle Broderie
  • Страница 4 из 6
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • »
Форум » Хочу все знать » Живопись в мировом искусстве. » Интересные факты, картины, художники (Обсуждаем все, что касается мира живописи)
Интересные факты, картины, художники
Ola
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2876
Лена !!! Благодарю за такой рассказ и картины . Я заново все события страстной недели пережила , очень очень интересно . А про воскрешение будет ?
Сейчас еще пересмотрю все картины )


Выплывайте из тихих гаваней. Поймайте ветер в свои паруса. Исследуйте. Мечтайте. Открывайте. © Марк Твен
shelen
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 3845
Ola, Оль, ну думаю завтра сделаю))) надеюсь, вечерком будет время

Мы можем сеять то, что хотим, но пожинать мы будем не то, что хотим, а то что сеяли. Думай, что ты сеешь!
hasaolga
Полковник
Группа: Друзья
Сообщений: 183
Мечтаю вышить когда-нибудь "В Гефсиманском саду" - уже который год картина не отпускает.
shelen
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 3845
Великая Суббота.
Страстная суббота — суббота Страстной недели, посвященная воспоминанию о пребывании Иисуса Христа во гробе и сошествии Его в ад (согласно вероучению большинства христианских конфессий), также она является приготовлением к Пасхе — Воскресению Христа, которое празднуется в ночь с субботы на воскресенье. Освящение пасхальной еды. В субботу в Иерусалиме сходит благодатный огонь.
Сняв с креста и обвив пеленами с благовониями, по обычаю иудеев, Иосиф и Никодим положили пречистое Тело Господа в новом каменном гробе в саду Иосифовом, находившемся недалеко от Голгофы. К дверям гроба привалили большой камень. При погребении Иисуса Христа находилась Мария Магдалина, мать Иакова и Иосиева.Первосвященники и фарисеи знали, что Иисус Христос предрекал о Своем воскресении, но не веря сему предсказанию и опасаясь, чтобы Апостолы не похитили Тела Иисуса Христа и не сказали народу: воскрес из мертвых, — в субботу выпросили у Пилата военную стражу, приставили ко гробу и самый гроб запечатали


Тинторетто,"сошествие в ад" Церковь Сан Кассиано, Венеция


Питер Брейгель Старший. Сошестиве во Ад


Андрей Рублёв (1360–1430) Сошествие во Ад. 1408-1410. Государственная Третьяковская галерея


В. Л. Боровиковский "Христос во гробе"


Мы можем сеять то, что хотим, но пожинать мы будем не то, что хотим, а то что сеяли. Думай, что ты сеешь!
shelen
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 3845
СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ
 


Оставив у гроба стражу и приложив к камню печать, иудейские вожди торжествовали победу. Но эта победа была призрачной: ни печать Синедриона, ни его стража не могли удержать в гробе Победителя смерти. И печать Синедриона оставалась на камне, и бдительная стража стояла у гроба, но Тела Христова уже не было в могильной пещере. Разумеется, воины этого не, могли знать. Они усердно продолжали охранять пустую пещеру. Глубокая ночная тишина царила в саду. Приближался рассвет… Вдруг сильное землетрясение поколебало сад, и в это время испуганные солдаты увидели у входа в гробницу Небесного Посланника.



Noel Coypel


Jacopo Tintoretto


Картины из коллекции Лувра / МЕМЛИНГ Воскресение с Мученичеством св. Себастьяна и Вознесением. Триптих.


Альбрехт Альтдорфер / Воскресение Христа /1518
Дерево, масло, 70,5 x 37,3 см / Kunsthistorisches Museum, Vienna


Франческо Бассано / Воскресение Христа / 1584-1588 / Santissimo Redentore, Venice

А в это время из Вифании, в предрассветном сумраке, спешили ученицы Христовы к одинокой гробнице у Голгофы. Проведя всю ночь в слезах, они шли теперь с ароматными веществами, чтобы отдать последний долг своему любимому Учителю. Их тревожила мысль о тяжелом камне — кто отвалит его от гроба? Но они шли, повинуясь велению сердца. О том, что у гроба была поставлена стража, мироносицы ничего не знали.
Когда ученицы Христовы вошли в сад Иосифа, они остановились в недоумении — огромный камень уже был отвален, и вход в гробницу был открыт. Мария Магдалина первая увидела пустой гроб и сразу же побежала к апостолам Петру и Иоанну с печальной вестью. Тем временем остальные женщины робко вошли в гробовую пещеру. В ужасе вдруг они увидели сидящего у гроба юношу в белой одежде. «Не ужасайтесь, — сказал им Ангел. — Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен… Идите, скажите ученикам Его и Петру…».
С трепетом женщины выбежали из пещеры и поспешили в Иерусалим.


Мироносицы.Григорий Григорьевич Гагарин (1810-1893)


Иванов Александр Андреевич [1806 - 1858]
Явление Христа Марии Магдалине после воскресения. 1835.


Явление Христа Марии Магдалине.
А. Е. Егоров. 1818 г.


Жёны-мироносицы. Н. Кошелев


Мы можем сеять то, что хотим, но пожинать мы будем не то, что хотим, а то что сеяли. Думай, что ты сеешь!
shelen
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 3845

Robert Anning Bell. Жены-мироносицы


Гюстав Доре. Жены-мироносицы


Demakov EA_ Утро Воскресения Господня


John Roddam Spencer Stanhop. Зачем ищите живого среди мёртвых?


Peter von Cornelius. Три Марии у гробницы


Fra Angelico. Жены-мироносицы


Сандро Боттичелли. Воскресение.


Мы можем сеять то, что хотим, но пожинать мы будем не то, что хотим, а то что сеяли. Думай, что ты сеешь!
Maugli
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 4071
Случайно в Фейсбуке попалась информация о выставке работ Павла Рыженко в Москве (спасибо Светлане Темниковой, она же ArabicaMix). Все мы помним его "Победу Пересвета" в отшиве Оли clifil_olga и не раз обсуждали его картины. Сокрушалась, что поздно узнала, потому что было написано, что она до 4 октября. И - о радость!!! Продлена до 28 октября.
Информация здесь .


Наина Киевна Горыныч по совместительству
Huso
Генерал-лейтенант
Группа: Друзья
Сообщений: 654
Верунчик, спасибо большое! С удовольствием схожу (это рядом с Третьяковкой и даже мой берложный образ жизни не помешает))))! Кто со мной?!
п.с. Девочки, организаторы привезли "Победу Пересвета"… Мож у кого есть зеркалка+руки-не-крюки нормально ее сфоткать?


Я как май прекрасна, как дитя светла, но народ смущает ступа и метла

Maugli
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 4071
Катрусь, я очень хочу… Но боюсь, что с выхами в октябре будут большие напряги. Мож как-нить после работы хоть схожу…

Наина Киевна Горыныч по совместительству
shelen
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 3845
Еще тогда, когда поступил ИЗ на "Явление Христа народу". собрала материал и написала, но вот руки не доходили никак. Вот теперь время пришло))))


В марте 1857 года русская колония в Риме пришла в неописуемое волнение. Прежде всех новость узнали стажирующиеся в Вечном городе художники, и на улицу Виколо-дель-Вантаджо потянулись неопрятные молодцы в заляпанных краской сюртуках.Следом весть долетела до вилл русских аристократов, и у дома №5 появились кареты. Художник Александр Иванов, за 27 лет успевший стать римской достопримечательностью, объявил о том, что картина, над которой он работал все эти годы, закончена и двери его мастерской открыты для публики, — этого не ожидал никто…
Его считали городским сумасшедшим, говорили, что огромное полотно — миф: день за днем, год за годом Иванов переделывает свою работу, и она становится все хуже.
Невысокий, заросший густой бородой, короткорукий человек в темных очках, старом пальто-хламиде и куцых брюках выходил из дома, как по расписанию, — в пять пополудни и брел по улице, опираясь на суковатую палку. Его путь лежал в тратторию «У зайца» — в других заведениях Иванов не ел, считая, что везде его травят. Враги якобы подмешивали яд в макароны и чечевицу, подсыпали в кофе, и потом он маялся животом. «У зайца» в этом был замечен только один официант — рыжий Джузеппе. Временами художник не ходил в тратторию и ел дома — воду для кофе и чечевицы брал в ближайшем фонтане и заедал свою стряпню куском сухого хлеба.

Иногда причиной того был страх перед вездесущими отравителями, а порой и безденежье. Но как бы то ни было, русская колония давно уверилась в том, что в голове у художника Иванова поселились тараканы.
И вдруг произошло чудо: двери дома открылись, у лестницы гостей встречал совершенно не похожий на сумасшедшего Иванов. Наверху, в мастерской, посетителей ждала его работа, которая была так хороша, что русские художники не верили своим глазам.

Позже у «Явления Христа народу» появятся недоброжелатели — скажут, что на переднем плане мало воздуха, природа мертвая, а само гигантское многофигурное полотно похоже на гобелен.

Знаменитый поэт Тютчев пустит в обиход остроту: «Тут крестятся люди с лицами семейства Ротшильд». Злые языки еще долго не уймутся — но никто не сможет отнять у Иванова успех.

А. А. Иванов. Мастерская художника. Конец 1830-х гг.

Вслед за русскими аристократами в мастерскую художника потянулись английские, немецкие, французские живописцы — все они учились мастерству в Риме, на образцах античных времен и Ренессанса. Перед домом № 5 выстраивалась длинная очередь, ведущая на второй этаж, в мастерскую, шаткая лестница скрипела, угрожая развалиться. Успех был оглушительным, о таком мечтали все русские художники Рима, пенсионеры Императорской академии художеств, и те, кто перебивался в Вечном городе на собственные деньги. Стажеров отправляли сюда на два или четыре года, и многие старались зацепиться за Рим, порой увеличивая изначальный срок раза в два.
Среди них были определенные владельцами в Академию художеств крепостные и отставные офицеры, продолжающие семейную традицию дети академиков живописи и увлеченные искусством дворяне. Весь этот разношерстный русский люд в меру — по-русски — работал и шумно, опять-таки по-русски, гулял, влюблялся в итальянок, не часто заглядывал в музеи и все вечера просиживал в тратториях. Отыскивавшие «своих» русские путешественники определяли столик земляков по гремевшему на все заведение густому мату. Рождество художники отмечали широко, на Пасху столы ломились от крашеных яиц, на Масленицу — от русских блинов, во время застолий они хором пели гимн и поднимали тосты за государя. Александр Иванов бывал на гулянках не часто, поэтому товарищи считали его бирюком.

Групповой портрет русских и немецких художников, Иванов - в центре)

Так повелось еще с Петербурга, с учебы в академии: сын тамошнего профессора Андрея Ивановича Иванова был неловким, замкнутым мальчиком. Не заводил друзей, не шалил, не тратил карманные деньги на табак и пиво. Маленький увалень так хорошо рисовал, что учителя подчас задавались вопросом — не помогает ли ему отец? Кроме бумаги и карандашей, кистей, красок его, казалось, не интересовало ничего. Ученики постоянно изводили толстяка, но разозлить его или заставить расплакаться не удавалось.

Учеников в академию принимали на полный пансион, плохо одевали и неважно кормили, а он был сытым и ухоженным домашним мальчиком. Ему не прощали круглые щеки, добротную одежду и то, что его работы всегда хвалили. Саша отмалчивался, замыкался в себе — и даже к выпускному классу Александр Иванов не приобрел друзей в академии, поэтому никто не догадывался, что у него есть мечта.

Семья Ивановых жила сегодняшним днем. Отец Александра был довольно успешным художником, но воздушных замков не строил. Любил мифологические сюжеты (там можно было дать наготу) и сюжеты из Священного Писания — на них всегда находились заказчики. К живописи отец относился так же, как сапожник к своему ремеслу. Надо честно трудиться — и удача придет… Так и было: за преподавание в академии платили жалованье, исправно поступали частные заказы, и в доме Ивановых в спрятанной за образами кубышке прибавлялись червонцы и сотенные. Профессор Академии художеств Андрей Иванов верил, что его ремесло всегда обеспечит семье верный кусок хлеба. Он и не догадывался, что молчаливый и робкий сын, радующий отцовское сердце прилежанием и послушанием, вынашивает опасную, а может, и еретическую идею. Копируя в Эрмитаже полотна знаменитых мастеров, Саша мечтал написать «картину картин», которая изменит мир к лучшему.
Никто не ведал, что творится в его круглой, коротко остриженной голове, — а там бродили мысли, которых не постыдился бы и профессор философии из Московского университета.

14-летний отрок верил в то, что искусство может стать наравне с верой, а художники — каста избранных, жрецы духа, и им суждено изменить мир к лучшему. Он изучит то, что делали древние, и превзойдет их, а когда его картина будет закончена и ее увидит мир, жестокосердные смягчатся, скупые раздадут свои богатства бедным, а лицемеры полюбят правду… Несчастные дети часто представляют себя могучими великанами, грозными полководцами или всесильными царями. Потом они взрослеют и прощаются со сказкой — но Александр Иванов остался верен своей мечте.
Смешной мальчишка превратился в нелепого юношу. Неуклюжий молчун, теряющийся в обществе, не способный заводить друзей и волочиться за барышнями, он тем не менее был звездой академии. Иванов получил малую золотую медаль за картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора» и большую — за «Иосифа, толкующего сны заключенным с ним в темницу виночерпию и хлебодару». Общество поощрения художников отправило его на стажировку в Италию. Для него составили программу занятий, обязали посылать в Петербург отчеты о том, что он изучил и что собирается делать. Оставалось взять билет на пароход… И тут Александр Иванов влюбился, да так, что решил отказаться и от своей мечты, и от поездки в Италию.
Барышня Гюльпен, дочь преподававшего в академии учителя музыки, была бесприданницей. Они познакомились во время Рождества, когда весь город ходил друг к другу в гости. Днем наносили визиты, объезжая знакомые дома, а вечером, дома, за семейным столом начиналось настоящее веселье. Во время одного из таких визитов увалень-художник заприметил хорошенькую бойкую барышню, говорившую по-русски с милым акцентом. Их представили друг другу: он поклонился неловко, словно вставший на задние ноги бегемот, барышня изящно присела, выставив из-под юбки кончик изящной туфли, и стрельнула глазками. Саша влюбился с первого взгляда, да так, что чудное создание в скромном платье и с трогательным пучком на затылке снилось ему шесть ночей подряд. До тех пор, пока он не изобрел благовидный предлог для визита и, улучив момент, не сунул мадемуазель Гюльпен исписанный корявым почерком листок бумаги.

В записке он уверял ее в чистоте своих намерений и в том, что его сердце навсегда разбито.


Мы можем сеять то, что хотим, но пожинать мы будем не то, что хотим, а то что сеяли. Думай, что ты сеешь!
shelen
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 3845
Александр назначил барышне Гюльпен свидание в Летнем саду — и через месяц она так надежно взяла его в свои маленькие цепкие ручки, что Иванов сообщил родителям о скорой женитьбе. Мадемуазель Гюльпен была кокетлива и нежна, от нее пахло земляничным мылом — молодой простак решил, что судьба послала ему прекрасную фею. А дочка учителя увидела в нем свой шанс: ей хотелось завести дом и семью. Если бы все сложилось так, как она мечтала, то Александр Иванов провел бы свою жизнь в покое и безвестности, похоронив давнюю мечту. Но тут вмешался отец. Профессор хотел, чтобы сын добился большего: способностями бог его не обидел, дал и трудолюбие: после стажировки в Италии он, пожалуй, пойдет дальше входящего в моду Брюллова. Александр прославится, заживет барином и возьмет жену из хорошей семьи, с приданым — а о своей французской вострушке к тому времени забудет.Родители пилили Сашу две недели: матушка рыдала, отец заклинал пожалеть его седины, жаловался, что глаза слабеют, рука уже не та, что прежде — скоро он не сможет работать и по милости собирающегося бросить семью Александра наверняка умрет в богадельне… Папенька был так убедителен, что даже сам этому поверил и в конце концов прослезился. Расплакался следом и Саша. Потом они обнялись, попросили друг у друга прощения, и все было решено. Несостоявшийся жених написал мадемуазель Гюльпен прощальное письмо и купил билет на пароход до Любека, дальше он поедет в дилижансе.Отец и мать махали ему платками с пристани, не догадываясь, что видят сына в последний раз. Андрей Иванович Иванов славы своего сына так и не увидел, не дождался и внуков, оставив ему пять тысяч рублей. На эти деньги Александр прожил в Италии еще несколько лет, избегая людей и без конца переделывая свою картину.Но в 1830 году до этого было далеко. Корабль выходил из Невы в Балтийское море, Александр Иванов вспоминал мадемуазель Гюльпен и старался сдержать слезы.... От нее не осталось даже миниатюрного портрета, он будет справляться о ней в письмах, но никто не скажет ему, куда она делась. Уехала в провинцию и пропала — может, вышла замуж, а может, и умерла…

В Любеке Иванов берет билеты на дилижанс: перед ним открывается новый мир, скоро он увидит музеи Дрездена, затем его ждут Флоренция, Венеция и Рим, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Караваджо, красота, которой нет равных на свете…Александр Иванов переезжает из города в город, объясняясь с местными на пальцах, — иностранных языков он не знает, экономить не умеет, и его не обсчитывает только ленивый. Так началось длившееся 27 лет путешествие за мечтой.

И только в 1857 году Иванов решил, что пришла пора возвращаться домой.«Явление Христа народу» сняли с рамы и скатали в рулон — картина отправится в Петербург. Художник начал собирать вещи. Дырявые башмаки, измазанные краской куртки полетели в мусорный ящик. (С собой он возьмет самое необходимое, смену белья да верхнюю одежду. В Париже закажет хорошему портному два фрака, два белых жилета и две пары брюк — и вернется домой франтом.) Следом за обносками отправились в мусорную корзину погнутый кофейник, сковородки и горшки.На самом дне шкафа ему попались пахнущий дешевыми духами женский платок и детская игрушка — маленькая фарфоровая кукла с отбитым носом. Он сидел над ними, пригорюнясь, и вспоминал женщину, восемь лет хозяйничавшую в его мастерской, и ее дочку, своего единственного ребенка.
Все началось, как это и бывает у художников: ему приглянулась хорошенькая натурщица, девятнадцатилетняя неаполитанка, приехавшая в Рим к тете и устроившаяся продавщицей в табачную лавку. Тереза подрабатывала позированием и копила деньги на приданое: она мечтала выйти замуж.Художники испокон веку заводили интрижки с натурщицами, и никто не делал из этого трагедий…Тогда Иванов не слишком отличался от прочих живших в Риме русских художников. Ходил в траттории и пил вино, шатался по городу, болтал ни о чем и не думал, что это преступление по отношению к его картине. Та стояла наверху, в мастерской, и Александр занимался ею в свободное от другой работы время.

За «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине» Иванову присвоили звание академика живописи, впереди — должность профессора, хорошее жалованье и пенсия. А работа над «Явлением Христа народу» шла своим чередом… Потом Тереза забеременела и уехала домой, в Неаполь. Он наказал ей избавиться от ребенка и сильно осерчал, когда она явилась к нему через несколько месяцев с отчаянно пищащим свертком.
Он велел унести ребенка прочь, она заявила, что в этом случае он не увидит и ее. В итоге Тереза и маленькая Мариучча остались в мастерской. Девочка подрастала, он качал малышку на ноге и рисовал для нее смешные картинки. Постоянно запаздывающих переводов из Петербурга и нерегулярных заработков худо-бедно хватало на троих. А картина жила своей жизнью, не имевшей отношения к тому, что происходило в комнате внизу, где стояла детская кроватка и сушились пеленки. Он поднимался наверх и запирал за собой дверь — бестолковой женщине и несмышленому ребенку нечего делать в его святилище. В мастерской он зажигал свечи, разводил краски и, затаив дыхание, приступал к работе, переделывая то, что написал вчера. Мечта ускользала, картина, о которой он грезил с детства, не приближалась к идеалу. А внизу шла давно опостылевшая, бедная жизнь: гремели кастрюли, хныкал младенец.

Первоначальный эскиз
Там было душно и сыро, пахло капустой и застиранным бельем — быт оборачивался мерзостью. Возможно, гений искусства наказывает его за предательство? Не потому ли картина не движется? Месяц проходил за месяцем, складываясь в годы, Тереза полнела, Мариучча подрастала — жена привратника говорила, что девочка похожа на отца, как две капли воды. А потом случилось чудо, и оно обрушилось на него неожиданно, словно весенний ливень.

Портрет Гоголя кисти Иванова
Добрый друг, писатель Гоголь, привел его в дом к русской аристократке, графине Софье Апраксиной, и Иванов по уши влюбился в ее дочь. Он — немолодой, неловкий, бедный художник. Она — юная, прелестная, богатая наследница, окруженная светскими львами… Со стороны это казалось безумием, но Александр внушил себе, что он тоже любим, что Машенька Апраксина непременно станет его женой, будет переводить необходимые ему для работы над картиной французские и немецкие книги.

Он навсегда рассорился с Гоголем, написавшим ему, что все это бред и его судьба — жизнь бесприютного художника-бобыля. В те дни он изобразил Машу на акварели «Вирсавия» такой, как он о ней мечтал — полуобнаженной и с распущенными волосами.

За обедами на римской вилле Апраксиных Александр Иванов прятал протертые локти и задвигал под стул ноги в прохудившихся ботинках. Он даже не смел поднять глаза, когда Мария к нему обращалась, отвечал кратко — «да-с» или «нет-с». Сбивался и путался, когда юная Апраксина просила рассказать что-либо о своей работе, багровел, как рак, услышав от нее дежурный комплимент… Домой возвращался в полной уверенности, что сегодня они наконец объяснились и его чувства нашли ответ.

Терезы и Мариуччи в мастерской уже не было.

Он устроил Терезе скандал, обвинив в краже своих пропавших перчаток и плаща. Тогда он и сам в это поверил и не слишком огорчился, когда вещи нашлись, — это случилось через две недели после того, как Тереза ушла от него, забрав дочь. Наверное, она почувствовала себя лишней… Бог весть — но только однажды, вернувшись домой, он обнаружил, что дом опустел (заодно пропали и несколько сотен скудо, которые он прятал в тайнике). Художник так никогда и не узнал, что сталось с женщиной и его дочкой. Вскоре Апраксины объявили о помолвке Маши и князя Мещерского. Узнав об этом, Александр Иванов закрылся в своей мастерской и десять лет работал над «Явлением Христа народу», забыв о заработке и друзьях, не часто вспоминая о стрижке и мытье.

Выручали отцовское наследство да императорская субсидия, которую художнику пожаловал великий князь Александр Николаевич.

…Александр Иванов держал в руках платок и сломанную куклу и вспоминал звонкий голос Терезы, то, как Мариучча играла старыми кистями. Знакомый художник Григорий Лапченко, одновременно с которым он приехал в Италию, давно женился на дочке содержателя постоялого двора Кальдони и счастлив. Сейчас Лапченко ослеп, и о нем заботится Виттория — супруги живут душа в душу…

(Виттория также позировала Иванову)
Он подумал о том, чего сам себя лишил, и бросил платок и куклу в мешок с мусором. Все это неважно: жена и ребенок могли помешать, он обязан был закончить картину. Но так ли она хороша? Вдруг это морок, наваждение и жизнь потрачена впустую? Принимая посетителей, Александр Иванов заглядывал им в глаза и смиренно соглашался с критикой:

— …Да, на переднем плане и впрямь мало воздуха…

— …Возможно, и краски слишком ярки…

— …Вам кажется, что я написал не палестинский, а италийский ландшафт?
Что ж, оставляю это на ваше усмотрение..

Но все-таки большинство зрителей восторгалось «Явлением Христа…» Соотечественники недоумевали: многие слышали, что очень долго Иванов работал вхолостую, подправляя готовое полотно. В последнее время он прятал картину от людей, скрывался и сам, не пожелал открыть дверь даже приехавшему из России младшему брату-архитектору. Сергей Иванов долго стучал, наконец створка чуть приоткрылась и на него уставился перепуганный, обросший человек:

— Какой еще брат? Вы лжете, мой брат — мальчик…

Потом художник сообразил, что со времени их последней встречи прошла целая жизнь, откинул запоры и обнял Сергея. Брат поселился на Виколо-дель-Вантаджо, но в мастерскую Александр пускал его редко, да и сам ухитрялся почти не показываться ему на глаза. Что же случилось, почему Иванов открылся людям и выставил свою работу на их суд? Он никому об этом не говорил, да и сам не вполне понимал, что с ним происходит. В 1857 году ему стало казаться, что жизнь уходит, ускользает, как вода сквозь пальцы, и дело не только в том, что у него все чаще подкашивались ноги и к горлу подкатывала тошнота.


Мы можем сеять то, что хотим, но пожинать мы будем не то, что хотим, а то что сеяли. Думай, что ты сеешь!
shelen
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 3845
С тошнотой вроде все понятно — это враги убивают его медленно действующим ядом, у них есть агенты и в римских тратториях, и на виллах знатных русских, куда его иногда приглашают отобедать. Страшнее то, что он везде чувствовал себя чужим: вокруг шла жизнь, играли дети, улыбались женщины… А он ощущал себя мертвецом, человеком, смотрящим на мир из-за последней черты. Значит, пришла пора возвращаться домой. Быть может, там он вернется к жизни?Он едет через всю Европу, его прекрасно принимают в Париже. Русский посол, до которого дошли известия о необыкновенной картине, встречает художника как знатного гостя. Александр Иванов выговаривает посольскому чиновнику за то, что тот не сохранил в тайне место его пребывания, — кругом враги, они сносятся с римскими недоброжелателями по телеграфу…Художник заказывает себе в Париже новые фраки, проезжает Германию, пересекает русскую границу и останавливается в Петербурге. Город кажется ему чужим: родителей нет, сестра умерла, судьба разбросала по свету старых знакомых. Александр Иванов надевает фрак и отправляется с визитом в Михайловский дворец, навестить великую княгиню Елену Павловну, видевшую «Явление Христа» в Риме и выхлопотавшую ему субсидию.Великая княгиня добра и любезна, обещает содействие, говорит, что император купит картину для Эрмитажа. На следующий день художник едет к другой своей покровительнице — президенту Академии художеств великой княгине Марии Николаевне, сестре нынешнего царя. Она тоже его обласкала и уверила в том, что за картину заплатят большие деньги.Иванов польщен: он собирался продолжить свой труд, написать цикл на евангельские темы, а перед этим совершить путешествие в Палестину.Все происходило как во сне. Показ «Явления Христа народу» в Зимнем дворце, лестные слова императора, подготовка зала в Академии художеств, переговоры с министерством двора — ему собирались заплатить десять тысяч рублей серебром, или восемь тысяч и пенсию… Александр Иванов кланялся и чувствовал, что все это происходит не с ним. За окном Петербург, ему улыбаются придворные, а он уходит туда, где придирчивые критики увидели не палестинский, а италийский ландшафт: на свою картину, за желтую равнину, голубую реку и далекие горы.3 июля 1858 года нарочный из министерства двора сообщил, что карина «Явление Христа народу» куплена за пятнадцать тысяч рублей серебром.Александр Иванов выслушал известие, но обрадоваться не успел — у него подкосились колени, и он тяжело осел на пол. В Петербурге говорили, что художник умер от холеры, те же, кто знал его по Италии, не очень верили в это. Симптомы были те же, что и в Риме: слабость в ногах, головокружение, тошнота — убежать от судьбы ему не удалось. Бог весть, что он видел в свои последние минуты: слезы Терезы, ласкающуюся к нему Мариуччу, машущих с причала отца и мать… Жизнь прошла, будто ее и не было, но Александр Иванов об этом не жалел. Он знал, что будет жить до тех пор, пока люди смотрят на его картину.Гроб с телом художника проводили в последний путь лишь горстка родственников и студентов-художников. Один из них задал риторический вопрос: «Что дала Россия Иванову?». Сам же ответил: «Могилу».

Могила А.А.Иванова в Некрополе мастеров искусств
(Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры, Санкт-Петербург)


Мы можем сеять то, что хотим, но пожинать мы будем не то, что хотим, а то что сеяли. Думай, что ты сеешь!
shelen
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 3845
И о самой картине.



В «Явлении Христа народу» А.Иванов соединил три эпизода из Евангелия: обличение Иоанном
Крестителем фарисеев, крещение народа в Иордане и встречу страждущей толпы с Иисусом Христом. Художник изобразил момент, когда Иоанн возглашает:«Я только Предтеча!», и властным движением руки отсылает народ навстречу Сыну Божьему: «Вот истинный Спаситель мира!»
20 лет ушло наподготовительные работы. Стремясь к максимальной исторической точности, Иванов тщательно изучал Евангелие и археологическую литературу о Палестине, делал портретные зарисовки в синагогах и пейзажные этюды в разных областях Италии, где природа напоминала палестинскую.

Фигуры для своей картины Иванов писал с натурщиков на Испанской лестнице, а лица персонажей выискивал в закоулках бедняцких кварталов Рима. Затем, комбинируя торсы профессионалов с портретными головами бродяг, крестьян и ремесленников, преображал их в евангельских фарисеев, рабов и пророков.


Христос
Центральная фигура на картине — Христос. Есть эскизы, где фигура Христа крупная, почти такого же размера, как Иоанн Креститель. Но в окончательном варианте (а художник сделал около 300 эскизов) Иванов уменьшает Христа, так что Он становится меньше всех. И для этого есть свои основания. До второго пришествия Христа может увидеть только тот, кто очень этого хочет. Есть в Евангелии такие слова: «Льна курящегося не угасит, трости надломленной не
переломит». Это уважение к человеческой свободе: если человек не хочет этой
встречи, она не произойдет.В числе сотен эскизов лика Христа есть какое-то количество женских портретов. Художник хотел изобразить Его так, чтобы в Нем воплотилась вся полнота человеческого — и мужское, и женское начало. У Иванова есть ряд эскизов, где у Христа лик очень брутальный, холодный, жесткий, но есть и какое-то количество практически женских портретов.
В окончательном варианте лик мужественный, но не брутальный, в нем действительно
воплощена вся полнота как мужского, так и женского начала.


…И вот идет пожесткому каменистому пути Тот, путь Которого должен был быть усеян цветами….
Тихим и твердым шагом идет Он взять на Себя грехи всего мира и умереть на кресте. Поражаешься, как мог художник в фигуре Спасителя (и на таком расстоянии!) выразить его божественную мудрость, величие, кротость духа и решимость на подвиг? Даже неясность в очертаниях лика Христа была в намерениях художника, чтобы не останавливать зрительского воображения. Шаг Христа в картине направлен прямо к группе «грешников», возглавляемых фарисеями. В первоначальных живописных эскизах Спаситель был изображен идущим навстречу Иоанну, но впоследствии художник изменил направление Его движения. Возможно, в этом следует видеть намек на слова Евангелия: «Я пришел не праведников, но грешников призвать к покаянию».

Иоанн Креститель и группа апостолов


Самый высокий, указывающий на Христа — Иоанн Креститель.. На нем короткая одеждаиз верблюжьего волоса, опоясанная кожаным поясом, сзади с плеч спадает желтоватая мантия. За ним мы видим группу апостолов. Первый, рыжий, — апостол Иоанн, самый молодой из них, и мы буквально ощущаем его порывистость и устремленность всего его существа туда, ко Христу. За ним стоит апостол Пётр, и, как известно, он также был порывист и горяч. Но это свойства уже совсем другого рода! У Петра ухо обращено в ту сторону, где Христос, но голова при этом развернута, и не намек ли это на будущее предательство и покаяние?. Рядом с Петром — апостол Иаков, он не смотрит ни на Христа, ни на Иоанна Крестителя, но куда-то внутрь себя, и воплощает здесь тип человека, которому для принятия решения нужны очень серьёзные основания. В нём нет отторжения, нет торопливости. Иаков хорошо знает Закон, и понимает, что явление Христа не должно было противоречить пророчествам о том, каким должен прийти Мессия.
А в одном из пророчеств как раз и сказано, что в Нём не будет ни вида, ни величия…Рядом еще один ученик — Нафанаил. Сравните эти два лица: Иаков смотрит внутрь себя, где идет глубокий анализ, лицо же Нафанаила выражает что-то вроде «не знаю, не знаю, может ли быть что-то хорошее из Назарета?». Взгляд его направлен вниз и в сторону, лицо выражает предубеждённость и скептицизм.
Таким образом, два внешне похожих подхода (сомнение Иакова и Нафанаила)
внутренне противоположны.

Старик и юноша

Еще одна интересная пара –юноша и старик. С этой парой композиционно соотносится изображение дерева: оно одновременно и молодое, и зрелое, и старое (сухие ветви наверху), в нём как бы заключена вся полнота возрастов. Тем самым художник показывает, что встреча со
Христом может произойти в любом возрасте. Юноша похож на мраморную скульптуру, его тело идеально выписано. В нем многие современники Иванова видели символ античности, как детства человечества: именно античные греки впервые обращают внимание на человека, начинают размышлять об идеальном человеке, о том, что делает его таким. До появления греческой философии, поменявшей представление о человеке, вера древних греков была очень мрачной, человеконенавистнической, их мифы — это круговорот страданий, измен, бойни и крови.
Кстати, есть один нюанс - посмотрите на старика. Ткань на его бедрахсерого цвета, при этом в воде отражаются красные одежды. Такому несоответствию легко найти объяснение - прежде чем начать писать это огромное полотно, Иванов создал версию гораздо меньших размеров, она хранится в Русском музее. На картине мы как раз видим, что на старике ткань красного цвета. Видимо, такого же цвета ткань должна была быть перенесена и на большой холст, но по каким то причинам художник не успел это сделать.


Мы можем сеять то, что хотим, но пожинать мы будем не то, что хотим, а то что сеяли. Думай, что ты сеешь!
shelen
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 3845
«Дрожащие»

Определение «дрожащие»закрепилось за следующей парой персонажей — ребёнком и мужчиной, которые только что вышли из реки. Этим, с одной стороны, и объясняется их дрожь. Но также эта дрожь знакома всякому человеку, соприкоснувшемуся с чем-то очень важным, самым
главным, значительным в своей жизни, когда от этого момента (узнает — не
узнает, отличит — не отличит) зависит очень многое.Мужчина ужеготовился надеть платье, как вдруг услышал благую весть. Горячая душевная радость и умиление выразились на его лице, а глаза наполнились слезами. Это лицо так изумительно написано художником, что зритель как будто видит дрожание мышц, во всем движении его, так и оставшегося обнаженным тела, чувствуется трепетная радость. Рядом с ним стоит отрок со сложенными руками, возможно, его
сын. Еще не вполне понимая значения слов грозного пророка, он с напряженным вниманием и затаенным страхом смотрит на Иоанна. Мальчик до того дрожит, что кажется, будто слышно, как щелкают его зубы. Вот одной этой группы было бы достаточно, чтобы обессмертить имя художника…

Раб

Фигуру раба Иванов пишет посредине и ровно под фигурой Христа. Если вспомнить иконографию сюжета «Сошествие Христа в ад», то там под изображением Христа по вертикали располагается бездна — чернота и образы боли человеческой. На картине Христос по вертикали как бы спускается к рабу. Было написано много эскизов : с выбитым глазом, с клеймом на лбу, лысого, с ещё более воспалёнными глазами. Но,в конце концов художник убрал все эти увечья и оставил единственный признак рабства — верёвку на шее. На картине раб не видит Христа, он обращен к Нему спиной, развернут так, как нужно его господину. Раб делает своё дело: наклоняется к
покрывалам, чтобы накрыть господина, но в то же время слушает, о чем говорит Иоанн Креститель, и его наполняет радость.
Почему зеленое лицо? Версий было много, но наиболее вероятна следующая - во времена Христа лица рабов красили плохо смываемой краской. Это затрудняло их попытки побега - либо
несчастный терял время, чтобы смыть предательскую краску и его успевали поймать, либо он был легко узнаваем среди свободных граждан.

«Ближайший ко Христу»

Так принято называть темноволосого мужчину в красном, лицо которого обращено ко Христу. Иванов (в особенности в ранних эскизах) делает это лицо очень похожим на Гоголя, с которым они очень тесно общались в Риме. Размышляя над непростым путем своего друга, его духовными поисками, Иванов поначалу писал его отвернутым, но в последнем варианте картины, зная, что
происходит в его сердце, художник разворачивает «Гоголя»: он уходит, но лицо обращает ко Христу.


Римские кавалеристы
Этих двух всадников Иванов пишет с натуры, с французскихкавалеристов. В 1840-е годы художника потрясла война Франции с Италией, он воспринял
её как личную трагедию. Художник вынужденно наблюдает, как просвещённые, высококультурные нации с остервенением уничтожают друг друга, тысячелетние здания, дворцы,
храмы, скульптуры. С каждым днём снаряды взрывались всё ближе и ближе к мастерской Иванова, и даже возникала угроза утраты картины, когда французы заняли Рим… Слава Богу, обошлось. Обратите внимание, как он пишет лица кавалеристов: это не лица злодеев, в особенности у солдата слева: он всматривается в Христа без агрессии, без презрения, скорее, это взгляд вопрошающий.

Книжники и фарисеи
Интересна также группа левитов и книжников, хранителей Закона. Обратите внимание на два лица в центре композиции. Это люди, не просто знающие Закон, они сами себя олицетворяют с Законом. В их лицах читается пренебрежение, осуждение, холод и зарождающаяся злоба, зависть — то, что впоследствии приведёт к непримиримому конфликту.


Автопортрет
Человек в серой шляпе с посохом, находящийся ближе всего к Иоанну Крестителю, — это автопортрет самого художника. В шляпе и с посохом путешественника, и в то же время сидит у ног Иоанна Крестителя, как ученик. Очень внимательно слушает, что говорит Учитель, и смотрит туда, куда тот показывает.

Этот образ, по свидетельству людей знающих Иванова лично, очень точно передает
его характер и внешность.

За деревьями.

Вот очень интересный момент, не все о нем знают. Если приглядеться, можно увидеть, что за деревьями находится огромное множество людей. Это те, кто ещё в пути и, возможно, придут ко Христу только через несколько сотен лет и даже через тысячелетия. Почему такаяуверенность, что это люди из будущего? Посмотрите повнимательнее на их очень мелкие фигуры в гуще листвы — они ведут себя совершенно иначе, не так, как люди на переднем плане. У них уже нет сомнений в значительности фигуры Христа, они молятся, уже знают, что он сделал
ради них. Это очень важный момент и я очень рада, что Оле удалось сохранить их в схеме.


Мы можем сеять то, что хотим, но пожинать мы будем не то, что хотим, а то что сеяли. Думай, что ты сеешь!
asckemarina
Генерал-полковник
Группа: Друзья
Сообщений: 886
shelen, Лена,фундаментально!!!СПАСИБО!

В отношениях с "Инеем".Статус "Все сложно…"
SunchezzZ
Майор
Группа: Друзья
Сообщений: 88
shelen, Лена, очень интересно, спасибо! Я, конечно, слышала, что художник всю жизнь на эту картину положил, но даже не догадывалась, что дело не только в количестве лет, которые он её писал…
Особенно мне было интересно читать про персонажей на картине. Как будто много разных картин в одной


Марьяна, рада знакомству!
shelen
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 3845
Цитата SunchezzZ ()
Как будто много разных картин в одной

да, вот именно. И особенно интересно, что у нас (вернее у Оли) получится в отшиве!
И это я еще не вдавалась в детали biggrin Изо всех сил старалась коротенько, впрочем, получилось как всегда)))
Дело еще в том, что я не так давно буквально штудировала тему "Гоголь и художники в Риме" в связи с одной семейной реликвией, поэтому получилось так громоздко, но увы. краткость не моя сестра)))


Мы можем сеять то, что хотим, но пожинать мы будем не то, что хотим, а то что сеяли. Думай, что ты сеешь!
НЮШ@
Генералиссимус
Группа: Друзья
Сообщений: 1716
Леночка! Спасибо, нет, спасибище за такой внушительный экскурс! Вот ничегошеньки из этого не знала!

Цитата shelen ()
И особенно интересно, что у нас (вернее у Оли) получится в отшиве!


Даже не сомневаюсь, что получится великолепно! Как уже кем-то было сказано, "тандем двух Оль всегда выигрышный"!


Никогда не спорьте с идиотами, иначе вы опуститесь до их уровня, где они вас задавят своим опытом.
М.Твен.
Ola
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2876
shelen, Лен! Зачиталась! Хотя частичноя же тоже все перелопатила) но так интересно! Спасибо!И ты вот намекнула про реликвию-так если захочешь, расскажи все таки! И покажи))))

Выплывайте из тихих гаваней. Поймайте ветер в свои паруса. Исследуйте. Мечтайте. Открывайте. © Марк Твен
shelen
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 3845
Ola, Оль, а ты когда делала, знала про группу людей в кустах?

Мы можем сеять то, что хотим, но пожинать мы будем не то, что хотим, а то что сеяли. Думай, что ты сеешь!
Форум » Хочу все знать » Живопись в мировом искусстве. » Интересные факты, картины, художники (Обсуждаем все, что касается мира живописи)
  • Страница 4 из 6
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • »